ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Обучение в школе-интернате направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. На основании этого психолог строит свою работу в данном коррекционном учреждении.

Целью деятельности педагога-психолога в школе-интернате является сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях коррекционной школы.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

 
Основными направлениями деятельности психолога коррекционной школы являются:

1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. В течение года запланировано изучение познавательных процессов у школьников с помощью методик Равена, КОТа,Векслера, тестов из диагностического альбома Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, проведение диагностического исследования учащихся с 6-го по 9-ые классы  с целью предупреждения суицидального поведения и бродяжничества (ОСР, Несуществующее животное, Люшер,тест школьной тревожности Филлипса), определение адаптации к школе 1,5 классы( тест Домики, тесты на изучение  школьной мотивации).

При поступлении нового учащегося  в школу педагогом-психологом проводится входная диагностика с использованием психологического анамнеза: условия и особенности протекания беременности и родов, ранее моторное и психоэмоциональное развитие, оценка развития ребенка до поступления в школу и т.д. После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, педагогом-психологом составляется заключение, даются рекомендации для включения в работу с ребенком тех или иных специалистов. Определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы. Результаты диагностик доводятся до сведения педагогов школы.

В новом учебном году также запланировано изучение социально-психологического климата в коллективе работников организации с разработкой выводов и рекомендаций по оптимизации СПК.

2. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с воспитанниками школы ориентирована на познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей. Педагогом-психологом  составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом. На учебный год запланировано составление коррекционных программ  по развитию эмоционально-волевой сферы учащихся, развитию коммуникативных  и личностных качеств, активизации познавательных процессов. Также запланированы тренинги и коррекционные упражнения для педагогов школы с целью повышения психологической толерантности.

3. Психологическое консультирование и просвещение воспитанников, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей. Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний. В просветительской работе запланированы следующие темы:

4. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми группы риска. Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.

5. Профориентационная работа с выпускниками школы, целью которой является формирование у учащихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа должна включать в себя два компонента: профориентационный и социализацию учащихся. На учебный год запланировано проведение профориентированного тестирования среди учащихся 9 класса  с целью помощи им в выборе будущей профессии (карта интересов, ДДО).

6.Методическая работа. Оказание методической помощи классным руководителям и воспитателям в проведении классных часов и родительских собраний.

Согласно нормативным документам, недельная нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов, из них:  18 часов отводится непосредственно на диагностическую, коррекционно-развивающую и т.д. работу со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, родителями и специалистами учреждения). Остальные 18 часов педагогу-психологу отводятся на методическую работу (посещение семинарских занятий, консультации в научных центрах и т.д.), написание заключений и аналитических отчетов, подготовку к проведению индивидуальной и групповой работе с учащимися и т.д. Вся работа педагога-психолога не зависимо от вида учреждения обязательно фиксируется в журнале.

Педагог-психолог совместно с учителем-логопедом, врачом-психиатром работает в составе районной психолого-медико-педагогической комиссии, осуществляет социально-педагогическую помощь в преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, обеспечивает развитие и воспитание детей в семьях риска.

Программа ШСП